Его увлеченность растениями началась с детства, благодаря родительской даче, на которой он помогал в саду. И вместо обычных детских игр все время было посвящено старательному подбору и выращиванию любимых растений на даче, где прошло практически все детство и последующие школьные годы. Вскоре обычные четыре сотки земли превратились в коллекционный сад интересных редких растений, что и положило начало будущей профессии – ландшафтный архитектор. Сегодня в гостях у нашего блога выдающийся профессионал садового дела, педагог, писатель и просто замечательный человек – Александр Сапелин!
7 интересных фактов биографии
- Закончил кафедру садово-паркового и ландшафтного строительства Московского государственного университета леса и аспирантуру того же ВУЗа. Известный дендролог, ландшафтный дизайнер, специалист в области декоративного садоводства.
- Является практикующим ландшафтным архитектором.
- Талантливый преподаватель. Читает ряд авторских лекционных курсов, среди которых «Японский сад в России», «Десять этапов проектирования частного сада», «Декоративные деревья и кустарники в ландшафте» и другие. Преподаёт на факультете ландшафтной архитектуры МГУ леса. Работы учеников занимают призовые места на всероссийских конкурсах.
- В прошлом был автором и ведущим программы «Ландшафтные хитрости» телеканала «Загородная жизнь».
- Имеет более 250 статей в периодике по тематике ландшафтного дизайна и декоративной дендрологии, а также 8 монографий соответствующей тематики, проводит экскурсии по садовым маршрутам Москвы, а также Китая и Великобритании.
- Автор 18 книг на тему ландшафтного дизайна.
- Лауреат таких ежегодно вручаемых премий, как «Золотая лейка» и «Золотое перо». Является членом Совета АЛАРОС и членом Совета по ландшафтной архитектуре САР, членом жюри конкурсов «Взгляд из Дома», «В поисках райского сада», «Дом и Сад».
– Александр, назовите три любимых сада, которые вы создали, или те, которые запали вам в душу. Что именно нравится?
– Сады – они как дети. Любой родитель видит как их достоинства, так и недостатки, но выбрать любимого сможет далеко не каждый. Я тоже знаю, что хорошо было сделано, что не очень, но выбирать не буду. При этом надо понимать, что, создавая сад для заказчика, мы его и создаем именно для заказчика, а не для себя. Наша задача – сделать сад для них, при этом, конечно, не освобождаясь от ответственности сделать его качественно и профессионально, как на этапе проекта, так и на этапе исполнения проекта. Могу лишь сказать, что самое лучшее из сделанного – ещё, несомненно, впереди.
Сады – они как дети. Любой родитель видит как их достоинства, так и недостатки, но выбрать любимого сможет далеко не каждый
– Ваше отношение к международным выставкам, например к таким как Сhelsea flower show? Считаете ли подобные мероприятия полезными для своих творческих проектов?
– Были времена, когда посещал эту выставку довольно активно, сейчас успокоился, и это бывает намного реже. Больше люблю живые сады с живыми людьми. Думаю, главная проблема у некоторых ландшафтных дизайнеров – в самом отношении к этим выставкам: многие пытаются использовать их как учебный материал. А это, тем временем, шоу, и относиться к ним надо, как к шоу. Отдыхайте, посещая их, наслаждайтесь праздником, а учитесь в тех садах, где живут люди. Я думаю так.
А это, тем временем, шоу, и относиться к ним надо соответственно – отдыхать и наслаждаться праздником. А учиться в тех садах, где живут люди
– Какой сад больше всего понравился на фестивале Сhelsea flower show-2014 и почему?
– О многих представленных на выставке отдельных работах можно рассказать, что легло на душу, и что – нет. Но если говорить о саде, понравившемся в целом, то я бы, пожалуй, назвал The Laurent-Perrier Garden (Luciano Giubbilei). Не хочу разбирать его по полочкам профессионально, критерий его выбора сейчас для этого интервью был только один: мне там было бы комфортно! Комфортно по всем параметрам. Хотя ещё раз повторюсь, что все люди разные, и кому-то в нем было бы вовсе не так хорошо, как мне, и другой человек выбрал бы совсем другой сад. Сейчас я к этому спокойно отношусь, даже скажу больше, понимание этого делает жизнь проще, и не только в садоводстве!
Все люди разные… Понимание этого делает жизнь проще, и не только в садоводстве!
– Есть какой-нибудь стиль, мода в ландшафтном дизайне сегодня, которая для вас абсолютно неприемлема, не нравится, даже вызывает негативные эмоции?
– Нет, при всем многообразии сегодняшних садовых образов и концепций я не думаю, что что-то вызывало бы какие-то сильно негативные эмоции. Все имеет право на существование, все люди разные, и на каждый вариант найдется свой потребитель. Другое дело – многое не сделал бы в своем саду, но ведь это отнюдь не проявление негатива. Мало того – я сделаю это тому человеку, которому нужен именно такой вариант, даже если сам никогда в таком саду жить бы не стал. Представьте себе портниху, которая всем бы шила, как на себя. Это неправильно.
– Как создать гармоничный сад? Какие частые ошибки допускаются при создании сада людьми, не являющимися профессиональными ландшафтными дизайнерами?
– Я думаю, что самая большая проблема и самое первое, от чего нужно многим из нас избавляться при строительстве садов, – это их «рваность», их нецелостность. Люди научились создавать прекрасные композиции, но это вовсе не означает, что они научились создавать САД. Я считаю, что любой сад – это не совокупность отдельных композиций, приставленных друг к другу. Сад – это одна композиция, разные фрагменты которой мы читаем, гуляя по нему. Человек, осознающий это, уже на ступеньку выше всех остальных, у кого нет ещё этого понимания.
Люди научились создавать прекрасные композиции, но это вовсе не означает, что они научились создавать САД
Как этого добиться?
- Следует отказаться от создания точечных композиций в разных уголках сада с последующим их связыванием друг с другом (часто это трудно или невозможно вовсе). Куда проще идти, не складывая из кусочков, а наоборот, от общего к частному.
- Продумать открытые пространства плоскостей в саду, решить, где какие объёмы, насколько они большие или малые, плотные или ажурные, каков их цвет, а потом просто подобрать растения для заполнения этих объёмов, исходя из заданных параметров, условий участка и своих пристрастий.
В этом случае очень многое в процессе создания сада облегчается. Уже не надо бегать с вновь купленным растением по всему участку, так как ясно: всего несколько мест, где оно могло бы быть. Не надо пытаться связывать зачастую не связываемое, так как оно уже соединено изначально. А ещё при таком подходе и при грамотно разработанной объёмно-пространственной структуре сада в целом уже вторично то, чем эти объёмы наполнены, и можно немного «развязать» себе руки в плане подбора ассортимента. Это для многих больная тема, так как хочется много и разного в разбросанных бессистемно по участку композициях, а это хаос. Много разного внутри цельной разработанной структуры – это уже не так страшно.
– Какое место для вас считается своеобразным раем, уютным и желанным местом?
– Я много где бывал. Где-то восхищает древность камней, где-то – природа, где-то – архитектура… Но все это воспринимается как развлечение, как праздник, как приключение, а истинный отдых и истинный рай для меня возможен только в родном Подмосковье. Только здесь я могу по-настоящему расслабиться. Ничто не сравнится с нашими прохладными лесными озерами, тенистыми замшелыми дубами и ситцево-разноцветными холмами подмосковной земли. Не исключаю, что такие чувства вызывает эта земля только потому, что я родился и вырос здесь. Но факт остается фактом.
– Какие растения для вас самые любимые и с какими из них нравится работать?
– Опять же, вопрос в том, кому мы делаем сад, что за место, что за человек? Но я убеждён в одном, что неверно переделывать условия сада под понравившиеся растения, надо подбирать растения уже под существующие условия. Можно сколько угодно долго менять кислотность, влажность, состав почв и прочее, но природа сильнее нас и рано или поздно возьмет свое. Растения, посаженные вне условий своего традиционного произрастания, позволить на своем участке можно по трём причинам: в качестве хобби, эксперимента или развлечения. На фоне этого особое значение для меня приобретает та группа растений, которые зимостойки и пластичны по своим экологическим требованиям. Сорта дерна белого, можжевельника среднего, гортензии древовидной, пузыреплодника калинолистного, а также многие спиреи, лапчатки, барбарисы, рябинники, ивы, сирени, чубушники, яблони, черемухи и многие-многие другие, всех не перечислишь.
Можно сколько угодно долго менять кислотность, влажность, состав почв и прочее, но природа сильнее нас и рано или поздно возьмет свое
– Какая ваша главная цель, миссия в творчестве и работе?
– Может, это самонадеянно, но я бы хотел, чтобы в результате моей работы как можно большее количество людей смогли посмотреть на среду вокруг себя иными глазами и попытались изменить её, если та имеет изъяны. Я искренне радуюсь, когда где-то мне это удается сделать не самому. Здесь нужна армия увлеченных, которые желают жить лучше. Уверен, что если бы мы росли в других подъездах, ездили в других лифтах и дружили в других дворах – многие из нас сейчас были бы другими людьми. А ведь всё это и ландшафт – звенья одной цепи, всё это среда. Не надо забывать, что не только человек формирует среду, но и она его. В свое время К.Д. Ушинский писал (надеюсь, не сильно перевру слова), что «прекрасный ландшафт имеет настолько большое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать по влиянию педагогике…». При этом при всём ничего не должно навязываться, нельзя говорить «нельзя» и «надо». Самое верное, думаю, воспитывать достойными примерами.
– Какой вид деятельности вам больше нравится – проводить семинары, создавать сады или писать книги?
– Честно скажу, люблю больше просто отдохнуть от всего вышеперечисленного, но приходится иногда всем этим заниматься одновременно. Я не человек конвейера, я быстро устаю от однообразия и мое спасение именно в смене видов деятельности. Может, потому так многим по жизни и занимаюсь.
– Откуда вы черпаете вдохновение и идеи при создании садов?
– Хотел честно ответить, даже подумал: откуда? Не знаю откуда. Само приходит. Возможно, всё это диктует дух места, изначально присутствующий на каждой конкретной территории.
– Почему сейчас так моден минимализм? Что можно прогнозировать в будущем, говоря о ландшафтном дизайне, в плане новаций стиля и моды?
– А моден ли он? Или что считать модой? Пока я по большей части вижу его на выставочных стендах. Там, действительно, не показать красоты болот, лугов и рощ, а такой подход сразу дает мощный посыл тому, кто созерцает, стенд запоминается, и маркетинговый ход очень оправдан. В садах же, особенно частных, пока это очень редкое, я бы даже сказал, единичное явление. Хотя из года в год его присутствие растёт (отчасти это провоцируется все большим количеством построек, выполненных в этой стилистике). Но я все же думаю, это направление в частном садоводстве у нас не перепрыгнет никогда трети, а может, и четверти от общего количества садов. Иная ментальность. В городских же пространствах его влияние будет расти, это факт, и это неплохо. В частных, скорее всего, данный подход выльется в смешанный вариант, где при жесткой геометрической и отчасти минималистской структуре будет иметь место довольно разнообразное растительное наполнение, что в жёстких геометрических рамках смотрится неплохо и, в то же время, ложится на нашу ментальность.
– Существует ли такое понятие в ландшафтном дизайне, как «ширпотреб», то, что часто используется и уже приелось и чему есть достойная альтернатива?
– Я думаю, здесь нет смысла говорить об альтернативах. «Ширпотреб» прежде всего в мозгах, и пока он там – альтернатив просто нет. А вот когда, самосовершенствуясь, человек поднимается на ступеньку выше, он начинает смотреть по сторонам и, выбирая одно, другое, третье, делает картинку только для себя, а не как «у соседки Зинки…». У него появляется своя альтернатива, и он не понимает, как раньше не видел этого. Считаю, воспитывать и провоцировать на это – задача и профессиональных ландшафтных архитекторов, и дизайнеров, и редакций профильных СМИ, интернет-порталов, преподавателей курсов и издателей садовой литературы – в общем, всех, кто, так или иначе, связан с этим бизнесом. Заработки заработками, но и про воспитание потребителя не стоит забывать.
– Вас может что-то удивить в мире ландшафтного искусства сегодня?
– Да, конечно. Я не перестаю удивляться талантливым людям. Как много их у нас! Я сейчас езжу по многим городам с лекциями и не перестаю восхищаться. Как многому мы могли бы друг у друга поучиться, но почему-то продолжаем каждый вариться «в собственном соку». Отрадно, что это не только признанные мэтры, но и просто коллеги и даже студенты, которые порой выдают такие идеи, что становится абсолютно спокойно за будущее. Видя это, хочется вспомнить старое, но такое верное: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть!».
Pingback: Уход за строптивыми орхидеями - GreenMarket()
Pingback: «А-ля Прованс» на вашей даче! - GreenMarket()
Pingback: Декоративные кустарники: Популярные сорта - GreenMarket()
Pingback: Выращивание и уход за Канадской елью - GreenMarket()
Pingback: Как сделать топиарную стрижку растений? - GreenMarket()
Pingback: Применение снежнеягодников в ландшафте - GreenMarket()
Pingback: Цветы Мускари: посадка и уход, популярные виды и сорта | GreenMarket()
Pingback: Авторы садового блога | GreenMarket()