Древний человек не просто жил на природе, как дачник на своем приусадебном участке, он был ее частью. И дождь, и солнце — все вокруг воспринимал как продолжение себя. Шли века, человек все больше чувствовал свою уникальность и начал осознавать себя как личность. С годами он потерял свое тесное родство с миром и намеревался главенствовать над ним.
Когда образовалась асфальтовая пустыня, ему захотелось увидеть рядом с собой живое растение. В самой чаще каменных джунглей недалеко от искусственного камня стали возникать зеленые оазисы. Человек стал создавать парки и скверы, садики во дворе и на крыше, при этом стилизовал их в зависимости от своих предпочтений.
Эстетические вкусы у каждого народа свои. Они прочно связаны с культурными ценностями, религией и историей.
О японской стилизации
Сейчас ландшафтные дизайнеры создают по просьбе заказчиков сады в различных стилях — английском, мавританском, кантри и других. Довольно часто их просят создать садик в японском или китайском стиле. Трудно сказать, что приводит человека к решению создать японский сад у себя на участке. Например, это может быть увлечение буддизмом или желание научиться созерцанию мира, углубиться в понимание бесконечности мироздания.
Японский сад — наиболее сложный и древний тип садового искусства, ему более двух тысяч лет. О философии японских садов написано много. Каждый хочет разгадать феномен этого стиля сада и попробовать его создать. Но не у всех получается, и возникает вопрос, а так ли он хорош и понятен человеку лесов и степей. Для начала нужно разобраться, как возник японский сад и в чем его суть.
Японский сад — наиболее сложный и древний тип садового искусства, ему более двух тысяч лет.
Например, понять, почему камни — «скелет» японского сада. Прежде всего потому, что около 70% не только береговой линии, но и всего островного государства изрезаны скалами. Когда мы рассматриваем их, начинаем понимать японцев, которые живут на островах с каменистыми бухтами изумительной красоты, созданными ветром и морем. Естественно, что люди, которые уезжают вглубь острова и оказываются вдали от побережья, хотят воссоздать образ этой красоты. И две тысячи лет назад возникли первые японские сады, где камни — элемент внутреннего мира, основа гармонии и мироздания.
Природа Японии сурова и аскетична. Тропическое буйство растений не для японского сада. Ведь исконно то, что растет у океана, обдувается ураганными ветрами, борется за выживание и не может иметь идеальную форму. Пирамидальные формы также не для японского сада, ведь часто горы покрыты кедровым стлаником. Здесь каждое растение вынуждено бороться за возможность выжить и дать семена.
Многие известные японские сады кажутся чрезвычайно простыми внешне, особенно это касается садов камней. Этот аскетизм частично связан с буддийским учением — дзэн, широко распространенным в Японии. Одно из значений дзэн — «молчаливое созерцание». Но и без дзэн японский сад основан на уважении японцев к природе, единении и мире с ней.
Многие известные японские сады кажутся чрезвычайно простыми внешне, особенно это касается садов камней.
Японский сад — это не версальская роскошь, от которой захватывает дух, и ты благоговеешь перед ее царственным величием. У этих садов разная функция. Сад камней — простота, умеренность, интуитивное постижение родства с миром природы во всех ее проявлениях, отказ от самоутверждения над ней. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем, созерцательности, погружения в себя и осмысления мироздания и своего места в нем.
О японском саде сказано: «Красота заключена не в форме, а в смысле, который она выражает, и этот смысл раскрывается, когда наблюдатель всю свою сущность передает носителю этого смысла…».
Парки и сады Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к созерцанию. Прочувствовав глубинную суть и предназначение японского стиля, можно смело браться за создание такого сада.
О европейской стилизации
Парку европейскому отведена прежде всего роль «отдыхательная», а не созерцательная. Он создан для приятного времяпровождения и наслаждения яркими, оригинальными формами цветов, деревьев и кустарников, бассейнами с фонтанами.
Все это призвано отвлечь человека от негативных мыслей, будничных неприятностей, настроить на позитивное настроение.
Украшательство — отличительная черта парков Европы. Яркие клумбы с луковичными и летниками, празднично цветными петуньями, крупные розы разнообразных форм и расцветок — вот чем украшают парки больших городов и большинство личных приусадебных участков. Яркость красок и разнообразие форм растений — это желание человека уйти от серости бытия, за буйством красок спрятать повседневную обычность.
Украшательство — отличительная черта парков Европы.
Безусловно, многие дизайнеры пытаются возвратить природные парки и сады, перенаправить внимание садоводов на тихую и обыденную красоту, а не «сортовую» природу. Однако нужно признать, что обычный человек с большей вероятностью купит кашпо с петуньей и посадит куст роз, чем будет часами любоваться изысканностью листвы манжетки. Среднестатистическому европейцу из обычного мегаполиса не хватает красок.
Безусловно, многие дизайнеры пытаются возвратить природные парки и сады, перенаправить внимание садоводов на тихую и обыденную красоту, а не «сортовую» природу. Однако нужно признать, что обычный человек с большей вероятностью купит кашпо с петуньей и посадит куст роз, чем будет часами любоваться изысканностью листвы манжетки. Среднестатистическому европейцу из обычного мегаполиса не хватает красок.
Для каждого народа характерна своя стилизация. На примере сравнения японского и европейского стилей заметно, насколько различаются не только их характерные особенности, но и целая философия и подход к стилизации сада.
Разобравшись и углубившись в суть и функции каждого стиля, легко определиться с тем, какой подойдет Вам и Вашему саду. В следующих статьях мы будем больше рассказывать о других стилях сада — французском, английском, средиземноморском и других.
Комментарии: