Его увлеченность растениями началась с детства, благодаря родительской даче, на которой он помогал в саду. И вместо обычных детских игр все время было посвящено старательному подбору и выращиванию любимых растений на даче, где прошло практически все детство и последующие школьные годы. Вскоре обычные четыре сотки земли превратились в коллекционный сад интересных редких растений, что и положило начало будущей профессии – ландшафтный архитектор. Сегодня в гостях у нашего блога выдающийся профессионал садового дела, педагог, писатель и просто замечательный человек – Александр Сапелин!
– Александр, назовите три любимых сада, которые вы создали, или те, которые запали вам в душу. Что именно нравится?
– Сады – они как дети. Любой родитель видит как их достоинства, так и недостатки, но выбрать любимого сможет далеко не каждый. Я тоже знаю, что хорошо было сделано, что не очень, но выбирать не буду. При этом надо понимать, что, создавая сад для заказчика, мы его и создаем именно для заказчика, а не для себя. Наша задача – сделать сад для них, при этом, конечно, не освобождаясь от ответственности сделать его качественно и профессионально, как на этапе проекта, так и на этапе исполнения проекта. Могу лишь сказать, что самое лучшее из сделанного – ещё, несомненно, впереди.
Сады – они как дети. Любой родитель видит как их достоинства, так и недостатки, но выбрать любимого сможет далеко не каждый
– Ваше отношение к международным выставкам, например к таким как Сhelsea flower show? Считаете ли подобные мероприятия полезными для своих творческих проектов?
– Были времена, когда посещал эту выставку довольно активно, сейчас успокоился, и это бывает намного реже. Больше люблю живые сады с живыми людьми. Думаю, главная проблема у некоторых ландшафтных дизайнеров – в самом отношении к этим выставкам: многие пытаются использовать их как учебный материал. А это, тем временем, шоу, и относиться к ним надо, как к шоу. Отдыхайте, посещая их, наслаждайтесь праздником, а учитесь в тех садах, где живут люди. Я думаю так.
А это, тем временем, шоу, и относиться к ним надо соответственно – отдыхать и наслаждаться праздником. А учиться в тех садах, где живут люди
– Какой сад больше всего понравился на фестивале Сhelsea flower show-2014 и почему?
– О многих представленных на выставке отдельных работах можно рассказать, что легло на душу, и что – нет. Но если говорить о саде, понравившемся в целом, то я бы, пожалуй, назвал The Laurent-Perrier Garden (Luciano Giubbilei). Не хочу разбирать его по полочкам профессионально, критерий его выбора сейчас для этого интервью был только один: мне там было бы комфортно! Комфортно по всем параметрам. Хотя ещё раз повторюсь, что все люди разные, и кому-то в нем было бы вовсе не так хорошо, как мне, и другой человек выбрал бы совсем другой сад. Сейчас я к этому спокойно отношусь, даже скажу больше, понимание этого делает жизнь проще, и не только в садоводстве!
Все люди разные… Понимание этого делает жизнь проще, и не только в садоводстве!
– Есть какой-нибудь стиль, мода в ландшафтном дизайне сегодня, которая для вас абсолютно неприемлема, не нравится, даже вызывает негативные эмоции?
– Нет, при всем многообразии сегодняшних садовых образов и концепций я не думаю, что что-то вызывало бы какие-то сильно негативные эмоции. Все имеет право на существование, все люди разные, и на каждый вариант найдется свой потребитель. Другое дело – многое не сделал бы в своем саду, но ведь это отнюдь не проявление негатива. Мало того – я сделаю это тому человеку, которому нужен именно такой вариант, даже если сам никогда в таком саду жить бы не стал. Представьте себе портниху, которая всем бы шила, как на себя. Это неправильно.
– Как создать гармоничный сад? Какие частые ошибки допускаются при создании сада людьми, не являющимися профессиональными ландшафтными дизайнерами?
– Я думаю, что самая большая проблема и самое первое, от чего нужно многим из нас избавляться при строительстве садов, – это их «рваность», их нецелостность. Люди научились создавать прекрасные композиции, но это вовсе не означает, что они научились создавать САД. Я считаю, что любой сад – это не совокупность отдельных композиций, приставленных друг к другу. Сад – это одна композиция, разные фрагменты которой мы читаем, гуляя по нему. Человек, осознающий это, уже на ступеньку выше всех остальных, у кого нет ещё этого понимания.
Люди научились создавать прекрасные композиции, но это вовсе не означает, что они научились создавать САД
Как этого добиться?
В этом случае очень многое в процессе создания сада облегчается. Уже не надо бегать с вновь купленным растением по всему участку, так как ясно: всего несколько мест, где оно могло бы быть. Не надо пытаться связывать зачастую не связываемое, так как оно уже соединено изначально. А ещё при таком подходе и при грамотно разработанной объёмно-пространственной структуре сада в целом уже вторично то, чем эти объёмы наполнены, и можно немного «развязать» себе руки в плане подбора ассортимента. Это для многих больная тема, так как хочется много и разного в разбросанных бессистемно по участку композициях, а это хаос. Много разного внутри цельной разработанной структуры – это уже не так страшно.
– Какое место для вас считается своеобразным раем, уютным и желанным местом?
– Я много где бывал. Где-то восхищает древность камней, где-то – природа, где-то – архитектура… Но все это воспринимается как развлечение, как праздник, как приключение, а истинный отдых и истинный рай для меня возможен только в родном Подмосковье. Только здесь я могу по-настоящему расслабиться. Ничто не сравнится с нашими прохладными лесными озерами, тенистыми замшелыми дубами и ситцево-разноцветными холмами подмосковной земли. Не исключаю, что такие чувства вызывает эта земля только потому, что я родился и вырос здесь. Но факт остается фактом.
– Какие растения для вас самые любимые и с какими из них нравится работать?
– Опять же, вопрос в том, кому мы делаем сад, что за место, что за человек? Но я убеждён в одном, что неверно переделывать условия сада под понравившиеся растения, надо подбирать растения уже под существующие условия. Можно сколько угодно долго менять кислотность, влажность, состав почв и прочее, но природа сильнее нас и рано или поздно возьмет свое. Растения, посаженные вне условий своего традиционного произрастания, позволить на своем участке можно по трём причинам: в качестве хобби, эксперимента или развлечения. На фоне этого особое значение для меня приобретает та группа растений, которые зимостойки и пластичны по своим экологическим требованиям. Сорта дерна белого, можжевельника среднего, гортензии древовидной, пузыреплодника калинолистного, а также многие спиреи, лапчатки, барбарисы, рябинники, ивы, сирени, чубушники, яблони, черемухи и многие-многие другие, всех не перечислишь.
Можно сколько угодно долго менять кислотность, влажность, состав почв и прочее, но природа сильнее нас и рано или поздно возьмет свое
– Какая ваша главная цель, миссия в творчестве и работе?
– Может, это самонадеянно, но я бы хотел, чтобы в результате моей работы как можно большее количество людей смогли посмотреть на среду вокруг себя иными глазами и попытались изменить её, если та имеет изъяны. Я искренне радуюсь, когда где-то мне это удается сделать не самому. Здесь нужна армия увлеченных, которые желают жить лучше. Уверен, что если бы мы росли в других подъездах, ездили в других лифтах и дружили в других дворах – многие из нас сейчас были бы другими людьми. А ведь всё это и ландшафт – звенья одной цепи, всё это среда. Не надо забывать, что не только человек формирует среду, но и она его. В свое время К.Д. Ушинский писал (надеюсь, не сильно перевру слова), что «прекрасный ландшафт имеет настолько большое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать по влиянию педагогике…». При этом при всём ничего не должно навязываться, нельзя говорить «нельзя» и «надо». Самое верное, думаю, воспитывать достойными примерами.
– Какой вид деятельности вам больше нравится – проводить семинары, создавать сады или писать книги?
– Честно скажу, люблю больше просто отдохнуть от всего вышеперечисленного, но приходится иногда всем этим заниматься одновременно. Я не человек конвейера, я быстро устаю от однообразия и мое спасение именно в смене видов деятельности. Может, потому так многим по жизни и занимаюсь.
– Откуда вы черпаете вдохновение и идеи при создании садов?
– Хотел честно ответить, даже подумал: откуда? Не знаю откуда. Само приходит. Возможно, всё это диктует дух места, изначально присутствующий на каждой конкретной территории.
– Почему сейчас так моден минимализм? Что можно прогнозировать в будущем, говоря о ландшафтном дизайне, в плане новаций стиля и моды?
– А моден ли он? Или что считать модой? Пока я по большей части вижу его на выставочных стендах. Там, действительно, не показать красоты болот, лугов и рощ, а такой подход сразу дает мощный посыл тому, кто созерцает, стенд запоминается, и маркетинговый ход очень оправдан. В садах же, особенно частных, пока это очень редкое, я бы даже сказал, единичное явление. Хотя из года в год его присутствие растёт (отчасти это провоцируется все большим количеством построек, выполненных в этой стилистике). Но я все же думаю, это направление в частном садоводстве у нас не перепрыгнет никогда трети, а может, и четверти от общего количества садов. Иная ментальность. В городских же пространствах его влияние будет расти, это факт, и это неплохо. В частных, скорее всего, данный подход выльется в смешанный вариант, где при жесткой геометрической и отчасти минималистской структуре будет иметь место довольно разнообразное растительное наполнение, что в жёстких геометрических рамках смотрится неплохо и, в то же время, ложится на нашу ментальность.
– Существует ли такое понятие в ландшафтном дизайне, как «ширпотреб», то, что часто используется и уже приелось и чему есть достойная альтернатива?
– Я думаю, здесь нет смысла говорить об альтернативах. «Ширпотреб» прежде всего в мозгах, и пока он там – альтернатив просто нет. А вот когда, самосовершенствуясь, человек поднимается на ступеньку выше, он начинает смотреть по сторонам и, выбирая одно, другое, третье, делает картинку только для себя, а не как «у соседки Зинки…». У него появляется своя альтернатива, и он не понимает, как раньше не видел этого. Считаю, воспитывать и провоцировать на это – задача и профессиональных ландшафтных архитекторов, и дизайнеров, и редакций профильных СМИ, интернет-порталов, преподавателей курсов и издателей садовой литературы – в общем, всех, кто, так или иначе, связан с этим бизнесом. Заработки заработками, но и про воспитание потребителя не стоит забывать.
– Вас может что-то удивить в мире ландшафтного искусства сегодня?
– Да, конечно. Я не перестаю удивляться талантливым людям. Как много их у нас! Я сейчас езжу по многим городам с лекциями и не перестаю восхищаться. Как многому мы могли бы друг у друга поучиться, но почему-то продолжаем каждый вариться «в собственном соку». Отрадно, что это не только признанные мэтры, но и просто коллеги и даже студенты, которые порой выдают такие идеи, что становится абсолютно спокойно за будущее. Видя это, хочется вспомнить старое, но такое верное: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть!».
На порозі весна –– час посадки, садових робіт, клопот, інколи важкої праці. Але сьогодні ми піднімемо тему, яка розповідає про…
Вирощування крупноквіткових гладіолусів вдома Вирощування квітів вдома –– цікаве та захоплююче заняття. Не всі знають, що квіти, які ми звикли…
Однією з основних причин, чому люди сіють насіння, є те, що це дозволяє їм вибирати з різних видів і сортів…
Тюльпани починають квітнути дуже рано, як і нарциси, крокуси, гіацинти та інші весняні квіти. Та не всіх задовольняють ці квіти…
Всі рослини потребують підготовки до зимових морозів, плодові дерева не виключення, хоч вони і виглядають масивними та стійкими. Правильна підготовка…
Сибірські іриси (лат. Iris sibirica), або півники — одні з найстійкіших квітів з усього роду Ірисів. Саме тому їх популярність…